• Кино в России

    stenjka razin

    Кино в России в цифрах и фактах 

    stenjka razin

    Первые демонстрации кинематографа в России: 

    в Москве (летний сад «Эрмитаж»), Петербурге (летний сад «Аквариум»), на Всероссийской ярмарке в Н.Новгороде — 1896 год.Первые любительские киносъемки в России (В.Сашин, А.Федецкий, С.Комаров) — 1896 год.

    Открытие первого русского кинопредприятия — 1906 год (Руководитель — Александр Ханжонков, представитель иностранной фирмы).

    Открытие первого русского киноателье — 1907 год (Петербург, на базе фотоателье Александра Дранкова)

    Первый художественный фильм — 1908 год «Стенька Разин и княжна» («Понизовая вольница», киноателье Александра Дранкова, режиссер — Александр Ромашков, автор сценария — Василий Гончаров).

    Первый русский полнометражный игровой фильм — 1911 год «Оборона Севастополя» (кинофабрика Ханжонкова, реж. Василий Гончаров, Александр Ханжонков), построен на документальном материале.

    Выпуск первого мультипликационного фильма — 1912 год (в период 1911-1913 созданно семь фильмов Владиславом Старевичем: «Прекрасная Люконида», «Месть кинематографического оператора» и др.)

    Первый многосирийный фильм — 1914-1915 годы (авантюрно-приключенческий фильм «Сонька — золотая ручка», 6 серий, сделан разными режиссерами и на разных студиях).

    Начало кинопроизводства художественных фильмов:

    1910 год — 30 фильмов;

    1911 год — 73;

    1912 год — 101;

    1913 год — 128;

    1914 год — 330;

    1915 год — 440;

    1916 год — 500.

    До 1921 года на частных студиях снято более 2100 художественных фильмов (в ГФФ сохранилось болле 300) и за 1907-1916 годы — более 2700 документальных фильмов (только в 1907 году снято 38 фильмов).

    Кинотеатров — более 1500;

    В 1913 году производством фильмов занимались 18 фирм, в 1914 — 31, в 1916 — 47.

    Первый советский игровой фильм — 1918 год:

    агитфильм «Уплотнение», Петроградский кинокомитет, реж. Александр Пантелеев, автор сценария Анатолий Луначарский (фильм не сохранился).

    Демонстрация первого советского документального фильма — 1 июля 1917 года:

    («Долой 10 министров-капиталистов», оператор Александр Лемберг, хроника митинга 1 мая 1917 года на Марсовом поле с участием Ленина)

    Первый советский мультипликационный фильм — 1923 год:

    «Сегодня», Госкино, автор-рук. Дзига Вертов (не сохранился)

    Статистика советского кинопроизводства игровых фильмов государственного сектора по справочнику Гиннеса. В скобках — данные из многотомника СХФ Госфильмофонда СССР-России за 1918-1969 гг. Данные 90-х — из электронного каталога «Отечественное кино».

    1918 — (6) 1944 — 21 (25) 1970 — 130
    1919 — 12 (57) 1945 — 20 (19) 1971 — 133
    1920 — 8 (29) 1946 — 19 (23) 1972 — 127
    1921 — 5 (12) 1947 — 22 (23) 1973 — 150
    1922 — 9 (16) 1948 — 22 (17) 1974 — 140
    1923 — 12 (28) 1949 — 13 (18) 1975 — 148
    1924 — 41 (69) 1950 — 14 (13) 1976 — 149
    1925 — 76 (80) 1951 — 10 (9) 1977 — 143
    1926 — 77 (102) 1952 — 20 (24) 1978 — 141
    1927 — 106(118) 1953 — 42 (45) 1979 — 151
    1928 — 125(124) 1954 — 35 (51) 1980 — 151
    1929 — 103(92) 1955 — 84 (75) 1981 — 145
    1930 — 123(128) 1956 — 98 (104) 1982 — 158
    1931 — 88 (96) 1957 — 144 (108) 1983 — 148
    1932 — 67 (74) 1958 — 130 (121) 1984 — 150
    1933 — 35 (29) 1959 — 145 (137) 1986 — 142
    1934 — 59 (60) 1960 — 139 (116) 1987 — 151
    1935 — 34 (46) 1961 — 137 (131) 1988 — 171
    1936 — 49 (50) 1962 — 97 (120) 1989 — 138
    1937 — 45 (40) 1963 — 96 (133) 1990 — 300
    1938 — 41 (44) 1964 — 108 (123) 1991 — 213
    1939 — 52 (57) 1965 — 127 (134) 1992 — 172
    1940 — 50 (46) 1966 — 131 (139) 1993 — 152
    1941 — 50 (64) 1967 — 136 (143) 1994 — 68
    1942 — 26 (33) 1968 — 121 (134) 1995 — 54
    1943 — 27 (23) 1969 — 141 (150)  

    Разница в данных объясняется разным подходом авторов вышеназванных источников: ГФФ, как правило, не включает фильмы, не выпущенные в прокат, а в справочник Гиннеса не входят не сохранившиеся, к/м фильмы БКС и периодические киножурналы «Ералаш» и «Фитиль».

    Немые художественные фильмы (1918-1935) — 1772;

    (из них: игровые — 1060; мультипликационные — 112; не сохранились — 672; сохранились неполностью — 104).

    На частных студиях (их было около 50-ти) в 1917-1921 сделано — 352 фильма (АО «А.Ханжонков» — 51 фильм, Товарищество «И.Ермольев» — 51, «Биофильм» — 34; не сохранились — 273; сохранились неполностью — 28). Впоследствии (1922) именно Первая и Третья фабрики А.Ханжонкова и И.Ермольева станут базой Госкино («Совкино» — «Союзкино» — «Мосфильм»).

    Первый звуковой игровой фильм — 1931 год:

    «Путевка в жизнь», «Межрабпомфильм», реж. Николай Экк

    Первый музыкальный фильм — 1934 год:

    «Гармонь», «Межрабпомфильм», реж. Игорь Савченко

    Первый детский звуковой фильм — 1933 год:

    «Рваные башмаки», «Межрабпомфильм», реж. Маргарита Барская

    Первый цветной игровой фильм — 1936 год:

    «Груня Корнакова», «Межрабпомфильм», реж. Николай Экк

    Заметный спад производства фильмов с 1931 по 1935 гг. объясняется тем, что студии переходили на звуковое кино, менялась технология производства. Однако мне думается причины спада заключались и в оторопи перед новой концепцией звукового кино. Новые технологии ставят в тупик профессиональных творческих работников с большей основательностью, чем технические несовершенства давно прирученного инструмента. Второй спад начался в 1941-м. Конец физической войне в 1945-м еще не обозначил конец войне, как таковой. Стремление раскрыться и заговорить впервые обнаружило себя в 1955-м. Тогда же на смену безопасным фильмам-спектаклям начала 50-х пришли истории из военной, рабочей и колхозной жизни страны. Всего выпущено игровых звуковых полнометражных фильмов для кинотеатральных показов за 1931-1991 годы — около 4300 (513 фильмов приходится на последние два года существования СССР). На январь 1993 года в России — 122 производящих студий, из которых 35 (включая 19 документальных) — государственные.

    Чтобы подвести черту в кинопроизводстве на территории России-СССР-России на сегодняшний день необходимо сделать ряд замечаний:

    1. Ни точно, ни приблизительно не может быть известно, сколько же документальных и хроникальных фильмов выпущено на сегодняшний день. Ясно одно — это число зашкалило за 100 000, если иметь в виду что к 1960 году хронику обслуживало 25 студий страны: 20 полнометражных, 300 к/м фильмов, 1500 периодических киножурналов — ежегодно. И если иметь ввиду, что это число без каких-либо определенных прогрессий неуклонно стремилось вверх по мере развития средств комунникаций, отражающих событийную сторону страны. В июле 1995 я давала экспертную оценку базе данных сохранившейся кинохроники на июль 1995 года. В этой базе было около 90 000 фильмов.

    2. Фильмы, не попавшие в вышеприведенную статистику игрового кино: к/м (учебные, курсовые, дипломные, экспериментальные) и фильмы, сделанные для ТВ, среди которых порядка 2000 фильмов составляют полнометражные ленты (включая ТВ-сериалы). Фильмы, предназаченные только для тв-показов, вносят существенные расхождения в статистику кинопроизводства. Так, например: на «Ленфильме» до 1990 года было выпущено 1111 фильмов (включая тв-фильмы), на «Мосфильме» — 1520, на к/ст им. М.Горького с 1924 («Межрабпом-Русь» — «Межрабпом-фильм» — «Союздетфильм») — 716. Телевидение активно обслуживали также «Беларусьфильм» и к/ст им. А.Довженко. Самый поверхностный «прикид» разрушает предыдущее представление общей картины.

    3. Общее число мультипликационных фильмов (начиная с вышеупомянутого 1911 года по сегодняшний день) известно благодаря базе данных НИКФИ, поддерживаемой под руководством Даниила Серебренникова.

    Вот числа, которые больше напоминают слова, чем совокупность цифр, а знак «-» безусловно надо понимать как «более чем»:

    Мультипликационных фильмов — 4 500

    Игровых немых — 3500

    Игровых звуковых — 7000

    Документальных — 100 000

    Апеллируя к этим числам, хочется узнать и следующее: каковы же масштабы «города мастеров», а именно сколько режиссеров, кинодраматургов, актеров, операторов, художников, композиторов и других персоналий стоит за этими, давно уже неуправляемыми, числами. Любое наугад названное число (50 000 или 1 000 000) при верно поставленном «заборе» всевозможных условий и ограничений всегда будет правильным и неинтересным по причине знания о неточности базовых знаний. Но наивное и совсем не глупое «сколько» (речь идет все-таки о городе) можно удовлетворить только одним способом: попытаться на него ответить и, увидев в процессе поверок ряд интересных чисел и закономерностей, получить удовольствие и забыть о поводе.

    Итак, исследуемое пространство — игровые фильмы с 1918 года.

    Инструментарий — электронный каталог отечественных фильмов (4600 фильма на 01.02.96).

    Состав персоналий каждой записи (фильма) ограничен общим подходом к системе поддержки информационного потока игровых фильмов и не включает (пока) помощников, ассистентов (режиссера/оператора), других студийных работников. Это не правильно. Однако «…мы никак не хотим признать очевидную истину: для того, чтобы сказать правду, нужна энергия, физическая энерия.» Это заметил Ойген Розеншток-Хюсси. Поэтому мне остается только сказать, что точная модель города мастеров — это дело будущего. Может быть — недалекого будущего, а пока я могу с точностью до единицы вывести состав персоналий 4600 фильмов:

    Режиссеры — 1250

    Актеры — 8890

    Сценаристы — 1140

    Операторы — 980

    Художники — 720

    Художники по костюмам — 340

    Композиторы — 420

    Звукорежиссеры — 470

    Монтажеры — 490

    Я все-таки округлила полученные данные до десяти, чтобы не создавалось иллюзии абсолютной точности, которой не может быть по причине недостаточности данных по отдельному фильму.

    Первая поверхностная примета: Кузнецовых — 71, из них только актеров — 42. Это самая распространенная фамилия в городе мастеров. Как и в мире. Имеются случаи совпадения полных имен: Рыбников Николай Николаевич (оба актеры), Волков Николай Николаевич (оба актеры) и т.д. В этих девяти потоках наблюдаются совмещения профессий. Если взять в руки любой фильмографический справочник, то глаз непременно вырвет из контекста конкретной творческой биографии момент перехода (если он есть) персоналия из одного качества в другое и проследит развитие старых и новых качеств. Это всегда интересно и необходимо знать, анализируя чье-либо творчество. Но меня, как системного аналитика, интересуют основы системы взаимодействия разных цехов одного пространства. Поэтому именно метаморфозы совмещений профессий мне подсказали пути поисков неслучайных закономерностей. О них чуть позже, а пока только цифры:

    Режиссеры-сценаристы — 190

    Режиссеры-актеры — 170

    Режиссеры-операторы — 110

    Режиссеры-художники — 70

    Операторы, ставшие режиссерами, чаще передают камеру другим операторам. Оператор Дмитрий Долинин, снявший более 30-ти фильмов свои постановки доверил оператору Льву Колгатину. Петр Тодоровский передал камеру Александру Полынникову на фильме «Городской романс». Александр Полынников передал камеру Ольге Горюновой (кстати, женщины-операторы встречаются в потоке реже, чем женщины-композиторы, что тоже большая редкость). Юрий Ильенко, Владимир Монахов, Сергей Урусевский снимали и сами, причем Ильенко получал призы на кинофестивалях как за операторскую работу, так и за режиссуру.

    Численность дореволюционного города мастеров можно представить (ввиду отсутствия должного инструментария), исходя из следующих соображений:

    1. Количество выпущенных игровых фильмов — более 2100. Но…

    2. В отличие от режиссеров звукового периода, режиссеры немого кино снимали значительно больше (А.Чардынин — 100 фильмов, Е.Бауэр — 80, Я.Протазанов — 80);

    3. Актерский состав был чаще всего малочислен (два-три актера для салонной драмы, самого распространенного жанра);

    4. Фильмы снимались в сжатые сроки (от 5 до 10 дней, за редким исключением — до месяца: «Война и мир» Владимира Гардина) и актеры переходили из одного сюжета в другой и сотый, забывая предыдущие страсти;

    5. Практически в каждом немом фильме наблюдается совмещение таких профессий, как режиссер, оператор, художник, сценарист, актер (в разных сочетаниях);

    6. Малочисленность съемочной группы немой фильмы объясняется еще и отсутствием звукооператоров, композиторов и поэтов-песенников.

    Кстати о композиторах и поэтах.

    Проще вспомнить режиссера, сочинившего стихи или мелодию к своему фильму (Эльдар Рязанов, Петр Тодоровский), чем композитора или поэта, сделавших фильмы. Однако есть и такие. Поэт Евгений Евтушенко снял два фильма, композитор фильма «Проснуться в Шанхае» Игорь Мыленко также сделал два фильма. Ян Френкель сыграл у Эдмонда Кеосаяна в «Короне Российской империи…», Дмитрий Шостакович фильма не поставил, но написал сценарий по собственной опере «Катерина Измайлова» к одноименному фильму (1966).

    Сергей Курехин сыграл в четырех фильмах. Барас Халзанов — поэт, сценарист, актер, режиссер. Эмиль Лотяну — поэт, писатель, сценарист, режиссер, актер, композитор.

    80-90-е годы значительно подняли актерский авторитет среди авторов и исполнителей песен: Константин Кинчев («Взломщик»), Сергей Бугаев («Асса»), Виктор Цой («Асса», «Игла»), Юрий Шевчук («Город», «Духов день», «Русский транзит»), Борис Гребенщиков («Воительница», «Два капитана II», «Над темной водой»), Гарик Сукачев (семь фильмов).

    Стиль жизни кумиров ранее завоеванных аудиторий без лишних слов объяснял чужие истории. И фильмы порой обходились без их песен.

    Среди режиссеров-актеров встречаются и исполнители песен: Олег Анофриев («Быть влюбленным», 1992) и Никита Жигурда («Супермен поневоле, или Эротический мутант», 1993). Но это уж совсем личные фильмы.

    Звукооператор-режиссер встречается в потоке персоналий чаще. Есть совсем уникальный пример — это известный актер и звукооператор, а также и режиссер — Леонид Оболенский! Первая наблюдаемая закономерность. Частота совмещения профессий распределяется таким образом:

    до 1940: реж.-актер., реж.-сц.;

    до 1960: реж.-актер, реж.-сц.;

    до 1990: реж.-сц., реж.-актер;

    до 1996: реж.-сц., реж.-продюсер, реж.-актер.

    В каждом пятом фильме 20-40-х годов режиссер является автором или соавтором сценария. В 50-х — в каждом четвертом фильме, в 60-70-80-х — в каждом третьем, в 90-х — в каждом втором. Однако особенность девяностых и в том, что теперь режиссер сам должен искать деньги на постановку и таким образом стать еще и «продюсером». Я знаю не один пример того, когда каждый новый виток производства картины зависел от следующей финансовой дозы непредполагаемого до начала съемок источника. В таких случаях штрих-пунктирность растягивается на несколько лет. В каждой третьей картине 1995 года режиссер — продюсер, вернее — искатель финансов на постановку фильма. Но каждый из них доверился бы грамотному продюсеру. И таким образом просматривается еще одна причина сегодняшнего малокартинья: число профессиональных продюсеров заметно не соответствует потребностям режиссерского цеха. Реально работающих российских режиссеров на сегодняшний день — 440. Профессиональных продюсеров ( «фабрикантов» как их называли в начале века) — единицы. Реже встречаются тройные совмещения — реж.-актер-сц. — Сергей Герасимов, Ролан Быков, Никита Михалков, Станислав Говорухин, Кира Муратова, Александр Адабашьян, Евгений Матвеев и др. Здесь я случайно обнаружила редкий случай, когда известный актер не является исполнителем главной роли ни в одном из своих фильмов. Это Владимир Меньшов, присутствие которого в эпизодах всегда остается замеченным.

    Реж.-сц.-худ. — Сергей Эйзенштейн, Сергей Юткевич, Сергей Параджанов, Александр Адабашьян, Борис Айрапетян и др.

    Реж.-сц.-продюсер-художник-актер Владимир Хотиненко, начавший работать на Свердловской к/ст как художник и актер, на свои фильмы приглашает других художников и больше не играет, но иногда «является» перед зрителем.

    Себастьян Аларкон (реж.-сц.-худ.) в фильме «В поисках золотого фаллоса» (1992) добросовестно выполнил и функцию композитора. В 1995 состоялось два любопытных дебюта: режиссера-сценариста-актера-продюсера Рафаэля V с видеофильмом «Смерть планеты зверей» и режиссера-сценариста-оператора-монтажера-продюсера из Владивостока Глеба Телешова с фильмом «Сабс», к съемкам которого он приступил еще осенью 1993. Начало такому монопольному производству было положено еще в 1990. Популярный актер 70-80-х Николай Олялин тогда поставил два фильма по своим сценариям и с участием в обоих фильмах в качестве исполнителя главной роли («Теплая мозаика ретро и чуть-чуть…» и «Не отстрелянная музыка»). В 1992 на частной студии «Бег», руководитель студии которой достаточно известный актер Борис Галкин снял комедию «Игра» по сценарию Елены Галкиной (жена) с долей своего участия как режиссера-актера-композитора-продюсера. В главной роли — Владислав Галкин (сын). Дуфуня Вишневский, режиссер-сценарист-актер-продюсер, в 1995 году благополучно завершил работу над вторым своим фильмом «Грешные апостолы любви». Михаил Кокшенов к своим фильмам сценарии не пишет, но является продюсером всех своих фильмов. Продать на тевидение (НТВ) сразу все картины может только актер, что он и сделал. Смотреть это было, конечно, невозможно. А режиссер-оператор-сценарист, дебютант 1995-го, Евгений Новиков («Колорадо», Пермская студия «Кинематограф») запросто обошелся без художника и композитора. Его фильм — об американке, затерявшейся в в уральских лесах и благополучно их покинувшей благодаря случаю, русскому парню и дельтаплану. Актерский состав вписался в дуэт двух дебютантов (Ирина Приманчук и Максим Глушков). В «Сабсе» Рафаэля V тоже два исполнителя — Леонид Шевченко и девушка Марион.

    Согласитесь, но это напоминает постановку немой фильмы в Костроме, если не учитывать разные сроки производства. Однако личные фильмы такого свойства живучи и даже экономически рентабельны. Какое-то время.

    Несмотря на резко сократившееся производство к 1996 году (1990-300; 1991 -213; 1992-172; 1993-152; 1994-68; 1995-54) режиссерских дебютов за этот год было 11 (20%). Такое соотношение характерно для всех последних пяти лет. До 90-х режиссерские дебюты, как правило, составляли 5%-10%.

    И еще раз о поэтах. В свое время был внедрен указ «свыше» по студиям страны об обязательном присутствии песни в фильме современных тематик. Это понятно, под музыку да еще и с уст полюбившегося героя — любая фраза станет родной и близкой. 50-60-е кинематографические годы по существу подготовили почву для авторской песни («Высота», композитор Родион Щедрин), которая затем достаточно органично вернулась из жизни в кино.

    Михаил Матусовский — 42 фильма; Роберт Рождественский — 35, далее по нисходящей: Игорь Шаферан, Василий Лебедев-Кумач, Леонид Дербенев, Евгений Долматовский, Булат Окуджава, Игорь Вознесенский, Владимир Высоцкий, Михаил Танич, Геннадий Шпаликов и, наконец, Юрий Визбор — исполнитель песен, сценарист, писатель, поэт, актер, автор-режиссер более сорока документальных фильмов.

    Что же касается композиторов, то меня здесь больше всего заинтересовала их «производительность». Если взять мастеров примерно одного возраста из разных цехов, то популярные композиторы уступают «по производительности» только актерам.

    Композиторы, написавшие музыку более, чем к 50-ти фильмам:

    Василий Соловьев-Седой

    Исаак Дунаевский

    Дмитрий Кабалевский

    Вениамин Баснер

    Дмитрий Шостакович

    Эдуард Артемьев (более 100)

    Лев Шварц

    Исаак Шварц (более 100)

    Андрей Эшпай

    Олег Каравайчук

    Андрей Петров (около 100)

    Микаэл Таривердиев (более 100)

    Альфред Шнитке

    Шандор Каллош

    Вадим Храпачев

    Владимир Дашкевич

    Евгений Крылатов

    Евгений Дога и др.

    Такие популярные актеры четырех десятилетий (50-х — 90-х) как Олег Жаков, Эммануил Геллер, Николай Крючков, Николай Крюков, Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин, Георгий Вицин, Федор Одиноков, Бронислав Брондуков, Сергей Никоненко, Виктор Павлов, Игорь Дмитриев, Александр Демьяненко, Евгений Евстигнеев, Иннокентий Смоктуновский, Николай Гринько, Ролан Быков, Георгий Бурков, Михаил Кокшенов и другие имеют более 90 ролей.

    Юрий Назаров, Леонид Куравлев, Михаил Глузский, Алексадр Лебедев, Вадим Захарченко — около 140.

    Популярные и снимаемые актрисы: Нонна Мордюкова — 45, Тамара Семина, Нина Русланова — более 60, Ольга Кабо — 40, но у нее еще много ролей впереди. Людмила Гурченко — 82 роли. Мария Виноградова, Валентина Владимирова — 90. Актриса исключительно эпизодических ролей Валентина Ананьина снялась в 138 фильмах, Любовь Малиновская — 112, Майя Булгакова — более 160-ти.

    Однако самые снимаемые актеры последних сорока лет — Армен Джигарханян (200) и Любовь Соколова (200).

    Актеры, сыгравшие только в одном фильме — более, чем 1790.

    Актеры, имеющие более 90 ролей — 96.

    Самый многочисленный актерский дебют состоялся в 1948 году в двухсерийном фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия» — 23 студента ВГИКа, среди которых: Инна Макарова, Нонна Мордюкова, Сергей Бондарчук, Вячеслав Тихонов, Клара Лучко, Муза Крепкогорская, Тамара Носова, Евгений Моргунов, Виктор Авдюшко, Георгий Юматов, Сергей Гурзо и др. Итоги проката: первое место (первая серия — 42.4 млн. зрителей, вторая — 26.7).

    Следующая эпохальная картина «Застава Ильича» тоже принесла известность многим актерам, как и самому Марлену Хуциеву, но выпуск картины в прокат задержался до 1964-го («Мне двадцать лет»). Все актеры фильма «А зори здесь тихие» (кроме Ольги Остроумовой) дебютировали у Станислава Ростоцкого. Итоги проката (1973): первое место — 66 млн. зрителей.

    Популярные советские актеры, снявшие фильмы:

    Александра Аасмяэ (Яковлева) Сергей Комаров
    Дейви Абашидзе Леонид Кулагин
    Андрей Апсолон Леонид Любашевский
    Борис Бабочкин Станислав Любшин
    Владимир Барский Евгений Матвеев
    Владимир Басов Владимир Меньшов
    Алексей Баталов Иван Миколайчук
    Иван Берсенев Александр Михайлов
    Сергей Бондарчук Никита Михалков
    Наталья Бондарчук Ходжадурды Нарлиев
    Николай Бурляев Родион Нахапетов
    Амвросий Бучма Борис Невзоров
    Ролан Быков Сергей Никоненко
    Леонид Быков Леонид Оболенский
    Василий Ванин Николай Олялин
    Юрий Визбор Николай Охлопков
    Сергей Газаров Александр Панкратов-Черный
    Борис Галкин Александр Пороховщиков
    Наби Ганиев Ольга Преображенская
    Владимир Гардин Валерий Приемыхов
    Эраст Гарин Всеволод Пудовкин
    Михаил Геловани Аркадий Райкин
    Евгений Герасимов Андрей Ростоцкий
    Сергей Герасимов Юлия Солнцева
    Николай Губенко Виталий Соломин
    Алексей Дикий Юрий Соломин
    Борис Дмоховский Тимофей Спивак
    Яна Друзь Борис Токарев
    Олег Ефремов Михаил Ульянов
    Михаил Жаров Леонид Филатов
    Игорь Ильинский Гунар Цилинский
    Александр Кайдановский Елена Цыплакова
    Александр Калягин Петр Чардынин
    Калье Кийск Александр Чаргонин
    Вахтанг Кикабидзе Евгений Червяков
    Петр Кириллов Всеволод Шиловский
    Михаил Козаков Василий Шукшин
    Михаил Кокшенов Станислав Говорухин
      Сергей Юрский

    Актер, сыгравший наибольшее число раз одну и ту же роль

    — Юрий Каюров (Ленин, 18 фильмов).

    Адро Кобаладзе (Сталин, более 14-ти фильмов),

    Михаил Геловани — (Сталин, 12 фильмов, впоследствии были изъяты эпизоды со Сталиным в фильмах «Огни Баку» и «Феликс Дзержинский» , в прокате «Вихри враждебные»). Ленин впервые появился на экране в «Октябре» (1927) у С.Эйзенштейна и Г.Александрова. В роли вождя снялся рабочий В.Никандров. Он же был Лениным и у Барнета в фильме «Москва в Октябре» в том же 1927 году. Далее рабочий В.Никандров в кино не играл. Фильмов о Ленине, относящихся к исключительно советскому жанру киноленинианы, — 72.

    Вождя революции играли такие известные актеры (и по несколько раз) как Максим Штраух (5 фильмов), Борис Щукин, Юрий Каюров, Владимир Честноков, Борис Смирнов, Николай Плотников, Василий Ливанов, Кирилл Лавров, Михаил Ульянов, Иннокентий Смоктуновский, Родион Нахапетов, Николай Губенко и др.

    Михаил Ульянов Ленина сыграл в шести фильмах, маршала Жукова — в 12-ти.

    Леонид Любашевский — Якова Свердлова в восьми фильмах.

    Георгий Милляр — Бабу Ягу — в пяти фильмах.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *