• Французское кино: режисеры Бунюэль, Годар и оператор Анри Алекан

    operator anri alekan

    «Призрак свободы»: Бунюэль и Годар

    Бунюэль родился в 1900 году, Годар — на тридцать лет позже. Миры их детства отстоят друг от друга на эпоху. Бунюэль рос в обстановке испанского средневековья, где не существовало ни машин, ни кино. Годар был городским ребенком, и кино в его мире занимало исключительное место.

    Мир испанского средневековья и мир города очень рационально устроены. Логику первого определяет религия, логику второго — цивилизация. И Бунюэль, и Годар — разрушители, но не цивилизации или религии. В своих фильмах они показали мир вне жесткой логики религии или цивилизации.

    Бунюэль стал основателем сюрреализма в кино, направления, разрушающего привычные связи между вещами, событиями, персонажами. Он говорил, что не хочет никакой трактовки, никакого прочтения своих фильмов. Он не хотел, чтобы его фильмы объясняли, чтобы им навязывали логику.

    Годар сказал, что кино — это воскрешение реальности. Он добивается, чтобы люди в его фильмах говорили, двигались, действовали свободно, так, как это им свойственно. Он строит мизансцены так, как это диктует реальная обстановка. Он разрушает стереотипы восприятия, он — делает реальность видимой.

    Но областью свободы Бунюэля и Годара никогда не была видимая реальность, областью их свободы стало кино. В этом смысле не важно, о чем фильм — о политике, религии, любви или убийстве.

    Каждый из них сказал: я свободен, когда делаю фильм.

    Памяти оператора Анри Алекана.

    15 июня этого года не стало Анри Алекана. Он ушел из жизни в том почтенном возрасте, когда смерть уже не вызывает горького протеста. Мы, зрители, с благодарностью оглядываемся на его долгое кинематографическое прошлое и вдруг понимаем, что искусство кино дарит иллюзию вечной жизни не только актерам, которых мы видим на экране, но и людям, которые стоят по другую сторону от камеры, чей взгляд, устремленный в объектив, первым видит то, что впоследствии станет кадром из нашего любимого фильма.

    Алекана можно было назвать старейшиной клана французских кинооператоров. Он пришел на съемочную площадку в середине двадцатых, но и в 1987 году стоял за камерой на съемках фильма Вима Вендерса «Небо над Берлином». Профессиональная известность пришла к Алекану во время Второй мировой: он принимал активнейшее участие во Французском Сопротивлении, и хроникальные эпизоды сражений, снятые им на пленку, вошли в знаменитый фильм Рене Клемана «Битва на рельсах» (1945). После войны Алекан снимает один фильм за другим, работая с самыми интересными режиссерами своего времени — с Жаном Кокто, Жюльеном Дювивье, Анри Кайаттом, Ивом Аллегре, Марселем Карне. Выполняя задачи, поставленные перед ним такими разными постановщиками, он оставался верным своему операторскому стилю — точность и ясность изображения в сочетании с внутренней эмоциональностью, чувственностью кадра. «Почерк» Алекана можно отметить и в документальных кадрах «Битвы на рельсах», и в рафинированной поэзии «Красавицы и чудовища».Уровень его работы можно оценить по лучшему фильму послевоенного периода французского киноклассика Марселя Карне — «Жюльетта или Ключ к сновидениям» (1951) и по изящной комедии американца Уильяма Уайлера «Римские каникулы» (1953). Хотя Алекан никогда не занимался чистым экспериментом, он охотно работал над новыми проектами: в 1958 году, как режиссер, сделал документальный фильм «Ад Родена»; вместе с Жоржем Жераром изобрел «трансфлекс», метод съемки, аналогичный транспоранту; мастерски снимал в цвете («Аустерлиц», реж. Абель Ганс и «Принцесса Клевская», реж. Жан Деланнуа, оба — 1960), принимал участие в крупнобюджетных совместных постановках («Леди Л», реж. Питер Устинов,1965; «Майерлинг» и «Красное солнце», реж. Теренс Янг), снимал фильмы англичанина Джозефа Лоузи («Ландшафт с фигурами», 1970; «Форель», 1982) и немца Вима Вендерса («Положение вещей», 1982).

    Всего Анри Алекан снял более ста фильмов.

    Похожие фильмы

    Categories: ОБЗОРЫ КИНО, отзывы и рецензии, режиссеры фильмов

    Метки: , , ,

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *