• ГОЛОСОВАНИЕ ПО «ОСКАРУ-2001»

    premija oskar 2001

    24 марта премии Американской киноакадемии вручали в 73-й раз. С середины 90-х, т. е. «Оскаров» семь, мы можем следить за финальной борьбой с большим или меньшим знанием дела. Достаточный срок, чтобы заметить, что оскаровские истории бывают нескольких типов.

    Первый — когда среди номинантов есть один действительно выдающийся (чтобы не произносить слова «великий») фильм и он борется с фильмом просто хорошим. Так было, когда «Криминальное чтиво» состязалось с «Форрестом Гампом». Победил «просто хороший», а Тарантино получил статуэтку за «оригинальный сценарий» — традиционную еще со времен «Гражданина Кейна» награду для эпохальных картин.

    Тип второй — лидер всего один. Это может быть блокбастер типа «Титаника» или «почти арт-хаус», как «Американская красота», но в любом случае именно он начинает и выигрывает оскаровскую гонку.

    Тип третий — о котором и сказать особенно нечего. Главную награду получает какой-нибудь исторический блокбастер вроде «Храброго сердца», а уже на следующий год вспомнить, кто именно стал лауреатом прошлой церемонии, практически невозможно.

    Тип четвертый — сражаются два лучших среди равных, как это было в 1999 г. с «Влюбленным Шекспиром» и «Рядовым Райаном». Тогда победил гуманизм — статуэтка досталась мирамаксовской картине по восхитительному сценарию известного шекспироведа и драматурга Тома Стоппарда (вот что бывает, когда рафинированные интеллектуалы приходят в массовую культуру! ).

    Нынешнего, первого в новом тысячелетии «Оскара» вообще ни к какой выраженной категории не отнесешь. В первую очередь потому, что про его результаты до самого последнего момента ничего не было понятно.

    Впервые за 60 лет одному режиссеру пришлось сражаться с самим собой. Стивен Содерберг был номинирован на главные статуэтки и за «Эрин Брокович», и за «Траффик». Впервые в истории азиатский фильм попал в основные номинации, а не в единственную ему отведенную — «лучший неанглоязычный». Едва ли не впервые такой ужасающий разнобой царил в призах, которые традиционно принято считать «генеральной репетицией «Оскара»: это «Золотой глобус», премия Британской киноакадемии и награды голливудских гильдий актеров и режиссеров.

    Гильдии, например, вообще прокатили «Гладиатора» (12 номинаций на «Оскара») , а Бенисио дель Торо, который на «Оскара» выдвигался (и был награжден) за лучшую роль второго плана, — от гильдии актеров получил приз за главную мужскую роль.

    Единственной предсказуемой финалисткой являлась Джулия Робертс — за свою Эрин Брокович она получила и «Глобус», и приз гильдии, и награду британцев, и — теперь уже — самого «Оскара». Для Робертс это третья попытка взять высшую планку. Она номинировалась еще и за первые свои картины: «Стальная магнолия» и «Красотка», но признание академии пришло к ней только сейчас — в 33 года. К этому времени Робертс по всем формальным признакам стала самой успешной актрисой мира. Она единственная женщина, чей гонорар сравнялся с гонораром топ-звезд мужчин ($20 млн) , — кстати, как заявил ведущий нынешней оскаровской церемонии Стив Мартин, именно астрономической заработной плате Робертс нью-йоркская публика обязана тем, что билет в кино подскочил до $10; она единственная актриса, которая, по мнению дистрибьюторов, может обеспечить фильму любого качества хороший старт в прокате (как, например, случилось только что с «Мексиканцем»).

    «Что может дать «Оскар» женщине, у которой и так все есть? » — задал риторический вопрос режиссер «Красотки» Гарри Маршалл. И сам же на него ответил: «Полагаю, «Оскар» принесет Джулии успокоение ума. И она сможет вновь вернуться в комедию, за которые «Оскара» обычно не дают ( «А как же «Влюбленный Шекспир» и «Римские каникулы»? » — спросим мы г-на Маршалла) , но именно в этом жанре Робертс — абсолютная королева». По мнению Содерберга, единственная нынешняя проблема актрисы — найти роль, достойную ее дарования, ведь сценарии в основном пишутся для мужчин.

    ГОЛОСОВАНИЕ ПО «ОСКАРУ-2001».
    Американская киноакадемия насчитывает 5700 членов. В голосовании этого года принимали участие примерно 80% академиков. В отличие от нашей «Ники», когда все голосуют за все, американцы голосуют в строгом соответствии со своей профессией: актеры за актеров и т. д. Исключение составляют только финальные номинации — «лучший фильм» (полнометражный, короткометражный, документальный и т. д. ). Однако голосовать в номинациях «короткометражное», «документальное» и «неанглоязычное» кино имеют право только те академики, которые могут подтвердить, что они видели все представленное в номинации. В 2001 году церемония последний раз проводилась в лос-анджелесской Шрайан-аудиториум. В 2002 г. «Оскар» переезжает в расположенный в центре Голливуда и рассчитанный на 3300 мест зал «Кодак». Новая оскаровская аудитория находится совсем недалеко от «Рузвельт-отеля», где в 1929 г. прошла первая церемония.
    Исполнителем лучшей мужской роли признан 36-летний Рассел Кроу, сыгравший в «Гладиаторе» Ридли Скотта. (Звезда Кроу взошла в 1997 г. — после «Секретов Лос-Анджелеса». ) Получивший также и «Оскара» за лучший фильм «Гладиатор» — стомиллионный пеплум Ридли Скотта на сюжет из древнеримской жизни: популярного военачальника дворцовые интриганы продают в рабство; солдатская закалка ой как пригождается ему — через пару месяцев он становится известнейшим гладиатором и спасает мир и демократию. Сюжет не из самых затейливых; гораздо важнее милитаристский угар: имперские параллели «Рим — США» и «война Рима с германцами — участие США во Второй мировой». На то и «Оскары». Зритель неамериканский возлюбил «Гладиатора» за очень эффектные постановочные драки — с колесницами, забавными животными и архаическими глиняными сосудами, летающими по экрану. Что до свежеиспеченного обладателя «Оскара» за лучшую мужскую роль Рассела Кроу — собственно гладиатора, то, во-первых, он как две капли воды похож на Юрия Юлиановича Шевчука (заткните рты, сорвите уборы) , обладает мощнейшей харизмой, при этом выглядит несколько roustique (что вы хотите — родился в Новой Зеландии и воспитывался в Австралии); словом, совершеннейший гетеросексуал и мужлан, полная противоположность прошлогоднему оскароносцу субтильному истерику Кевину Спейси.

    А вот далее пошли сплошные сюрпризы. Когда пару недель назад гильдия режиссеров вручила свой приз Энгу Ли за «Крадущегося тигра, невидимого дракона», знающие люди утверждали: дело верное — «Оскара» получит именно он, ведь почти не бывало такого, чтобы гильдия и академия расходились в оценках. Но академики отдали приз за режиссуру Стивену Содербергу.

    Гигантская многофигурная фреска Содерберга «Траффик» (около полутора сотен ролей) поражает именно тем, что вынесено в заглавие, — это именно траффик, напряженное движение, подчиняющееся плохо понятным человеку, но кем-то сформулированным законам. Ощущение неизбежности вовлеченности в это движение и его неостановимости действительно мог создать только очень большой режиссер. Не удивительно, что 34-летний Бенисио дель Торо, чья роль в этом фильме формально попадает в категорию «второй план» («Оскар» в этой номинации) , — был награжден гильдией как лучший актер. ( «Трафик» награжден еще — и тоже вполне заслуженно — за монтаж.) Еще одна неожиданность в актерских «Оскарах». За лучшую женскую роль второго плана награждена Марсия Гэй Харден, сыгравшая жену знаменитого американского художника-абстракциониста Джексона Поллока в фильме Эда Харриса «Поллок». Дело в том, что «Поллок» вышел в прокат только на прошлой неделе и никто не ожидал, что академики успеют его посмотреть. Они, однако, успели: на кассетах, за что актриса с чувством благодарила их, поднявшись на сцену.

    Что касается проходившего по 10 номинациям «Тигра, дракона», он получил четыре статуэтки: как лучший неанглоязычный, а также «Оскара» художнику-постановщику, композитору и оператору. К сожалению, без награды остался хореограф Йен Во-Пинг, стартовавший в Голливуде «Матрицей» и «Ангелами Чарли». (Его карьера началась в 70-х гг. , когда он был режиссером и хореографом фильмов по кунфу, включая «Пьяного мастера».) Оскаровская церемония стала местом семейных откровений, касающихся режиссера-постановщика «Тигра» Энга Ли. Так, его младший брат, также режиссер Хан Ли, рассказал публике о годах, предшествующих «Разуму и чувству» и «Ледяному шторму», — когда Энг тихонько писал сценарии и присматривал за детьми. А тем временем его жена обеспечивала семью. По мнению Хана Ли, первые зерна замысла «Тигра» у Энга возникли еще в детстве, когда после обеда служанка читала им истории о боевых искусствах. Сам Энг Ли, получив «неанглоязычную» статуэтку, в первую очередь поблагодарил своих соотечественников.

    Хотя соотечественники как раз в отличие от западной публики отнеслись к «Тигру» более чем прохладно — по итогам проката прошлого года он даже не вошел в первую пятерку. «Мы привыкли к летающим людям, нас этим не удивишь», — писали китайские газеты. Добавляя также, что «на этот фильм могут западать только те, кто совсем не знает языка». Дело в том, что «Тигр» снят на мандаринском диалекте, весьма распространенном в Китае, однако неродном для исполнителей главных ролей. Что, как утверждает китайская критика, очень заметно.

    Отметим, однако же, насколько более тонок оказался расчет у Энга Ли, чем в свое время у Никиты Михалкова. Фильм, представляющий истинные этнографические ценности — будь то искусство единоборств, икра, блины или юнкерская честь, — надо снимать на родном языке. Которого американские академики, слава богу, не понимают, а мнением соотечественников можно, в конце концов, пренебречь. Но не забыв поблагодарить их со сцены.

    Похожие фильмы

    Categories: премия оскар, Стивен Спилберг (STEVEN SPIELBERG)

    Метки: ,

    Comments are currently closed.