• «Трон: Наследие» — TRON: Legacy

    TRON: Legacy

    TRON: LegacyВОЗВРАЩЕНИЕ КИНОЛЕГЕНДЫ

    Фильм «Трон», снятый в 1982 году, заметно обогнал свое время. Сиквел «Трон: Наследие» намерен продолжить традицию, заложенную его предшественником.

    Дата выпуска в США: 17 декабря
    Дата выпуска в России: 23 декабря
    Режиссер: Джозеф Косински
    Сценарий: Эдди Китсис,
    Адам Хоровиц Продюсеры:
    Шон Бэйли, Джеффри Силвер
    Оператор: Клаудио Миранда
    Композитор: Daft Punk
    В ролях: Джефф Бриджес, Гарретт Хедлунд, Оливия Уайлд,
    Брюс Бокслейтнер, Майкл Шин

    История «Трона» началась 34 года назад, в 1976 году, когда художник-аниматор Стивен Лисбергер впервые увидел игровой автомат. «В этот момент я понял, что существуют технологии, которые позволят перенести компьютерные игры на большой экран. Именно тогда мне в голову пришла идея снять об этом фильм».
    В те годы компьютерные игры были диковинкой. Геймеры держались в стороне от шоу-бизнеса. Лисбергер решил снять фильм, который откроет культуру геймеров остальному миру.
    В 1977 году Лисбергер создал анимационную студию и начал работать над своей идеей. Первоначально он хотел снять анимационный фильм с использованием компьютерных технологий в эпоху, когда этим еще никто не занимался. Они заняли денег под грядущие доходы их анимационной ленты Animalimpic, начали писать сценарий и делать раскадровки.
    В первоначальном сценарии герои в исполнении живых актеров в первых сценах попадали в виртуальную реальность компьютерной игры, и начиная с этого момента становились анимационными персонажами. А в финальной сцене они снова превращались в живых актеров. Лисбергер хотел профинансировать фильм из независимых источников — в основном, за счет производителей компьютерных игр. Но ему удалось заинтересовать только одну компанию — Information International, Inc. Тамошние сотрудники показали ему свои новейшие разработки в области компьютерной графики и предложили использовать их при съемках. Компания выделила на разработки $300 тыс. на разработку новой съемочной технологии. Лисбергер сделал компьютерные тесты, результат ему понравился — но стало ясно, что фильм обойдется недешево. К тому времени Лисбергеру удалось собрать около $5 млн из частных источников, но ему нужно было минимум в два раза больше.
    В 1980 году он обратился со своими разработками на крупные киностудии. Warner Bros., MGM и Columbia Pictures не проявили ни малейшего интереса к проекту. «В те годы все шарахались от слов «пользователь», «программа», «домен», — вспоминал позже Лисбергер. — в Голливуде эти понятия считались отравой для кассы!»
    Последней надеждой Лисбергера была студия Disney — главный поставщик анимационного кино на тот момент. На Disney проект со скрипом приняли; но хотя начальству и понравились идеи и раскадровки Лисбергера, никто не хотел давать $10-12 млн режиссеру-дебютанту. По тем временам это были немалые деньги. Студия заказала пробный ролик, в котором сочетались бы актеры, традиционная анимация и компьютерные спецэффекты.
    «Мы затронули главный нервный центр студии — отдел анимации, — вспоминал впоследствии Лисбергер. — Они никогда не любили людей со стороны. Они относились к нам как к инфекции. Мы пытались пригласить в наш проект нескольких диснеевских аниматоров, но ни один не согласился с нами работать. Disney — изолированный мир».
    Но не бывает худа без добра. Отказ студийных аниматоров позволил Лисбергеру пригласить людей со стороны. И каких людей! Концептуальным дизайном проекта занялся знаменитый французский художник Жан Жиро, известный в кругах любителей комиксов как Мебиус. Промышленный дизайн для фильма разрабатывал Сид Мид, который одновременно готовил эскизы для «Бегущего по лезвию бритвы» Ридли Скотта. Мид придумал «светоцикл» (светящийся мотоцикл необычной формы), который впоследствии стал визитной карточкой фильма и созданных по его мотивам компьютерных игр.
    Действие «Трона» происходит в недалеком будущем. Талантливый программист Кевин Флинн (Джефф Бриджес) работает в корпорации, создающей видеоигры. Кевин работает над собственным проектом и надеется основать собственную компанию. Однако другой программист, Эд Диллинджер (Дэвид Уорнер), крадет его разработки и выдает их за свои собственные. Диллинджер получает повышение, а Флинна понижают в должности и отправляют работать менеджером салона игровых автоматов. Флинн пытается взломать компьютерную базу данных корпорации с помощью своей программы Клю, чтобы найти улики против Диллинджера, но Мастер-Контроль — программа искусственного интеллекта компании — уничтожает Клю. Более того, Мастер-Контроль закрывает доступ к базе данных для сотрудников компании Алана Брэдли (Брюс Бокслейтнер) и Лоры Бэйнс (Синди Морган), работающих над программой безопасности Трон. Алан и Лора, заподозрив недоброе, связываются с Флинном и вместе с ним приходят в лабораторию Лоры, из которой можно добраться до Мастер-Контроля через другой вход. Лора разрабатывает метод оцифровки реальных объектов и внедрения их в компьютерную вселенную. Флинн пытается взломать систему из лаборатории, где проводятся эксперименты по оцифровке. Мастер-Контроль, заметив угрозу, оцифровывает Флинна и переносит в свой мир. Герою предстоит пережить немало удивительных приключений, прежде чем он найдет улики против Диллинджера и уничтожит Мастер-Контроля, вознамерившегося захватить Пентагон. Дело в том, что Мастер-Контроль создал в киберпространстве тоталитарный режим и держит остальные программы в подчинении. Программы же создали свою религию — веру в божественных существ, Пользователей, которые всемогущи и бессмертны. Флинн — первый Пользователь, с которым они встречаются…
    «Трон» (1982) стал практически первым фильмом, в котором использовалась компьютерная анимация. Над сценами с компьютерной анимацией работали четыре основные на тот момент компании, занимавшиеся компьютерной графикой, — и их совместных мощностей едва хватало. Сегодня трудно поверить, что компьютерные эффекты создавались на машинах с оперативной памятью 2 мб и на дисках с общим объемом памяти 330 мб. О детальной проработке изображений в кадре не могло быть и речи. Многие сцены создавались уникальным методом «анимации-подсветки» (backlit animation): сцена снималась на высококонтрастную черно-белую пленку на абсолютно черном фоне, а затем в каждый кадр вручную добавлялись нужные цвета, чтобы придать ему анимационную стилистику. Работа оказалась очень кропотливой: ею занимались несколько сотен человек. «Трон» стал единственным фильмом, в котором применялась эта технология: ввиду ее трудоемкости никто больше не рискнул ею воспользоваться. Первоначально Лисбергер планировал «хорошие программы» покрасить в желтый цвет, а «плохие» — в синий, чтобы зрителям было легче ориентироваться в сюжете. Но в середине работы цветовую идентификацию решили изменить: синий стал хорошим цветом, а красный плохим. Переделывать уже готовые сцены было некогда: на горизонте маячила забастовка режиссеров.
    Перед премьерой ленты половина сотрудников Disney предсказывала картине полный провал, а другая половина предвидела невероятный успех. В конечном итоге ошиблись обе стороны: фильм собрал в прокате $33 млн при бюджете $17 млн — то есть окупился и принес прибыль, но не стал таким феноменом как «Звездные войны» — скорее всего, потому что слишком сильно опередил свое время. Помимо прибыли от проката, Disney неплохо заработала на лицензионных сделках: по мотивам фильма вышло пять компьютерных игр, несколько комиксов и был создан специальный аттракцион в калифорнийском Диснейленде.
    Голливуд не сразу понял, что Лисбергер открыл золотую жилу. Курьезный факт: когда студия Disney попыталась выдвинуть фильм на «Оскар» в категории «Лучшие спецэффекты», Киноакадемия отказалась рассматривать эту заявку на основании того, что компьютерные спецэффекты — «ненастоящие». Потребовалось несколько лет, чтобы компьютерные эффекты получили признание и широкое применение.
    Несмотря на славу первопроходца, карьера Лисбергера в Голливуде не сложилась. Он снял два ничем не примечательных фильма и ушел из режиссуры. Но его идеи и герои продолжали жить в компьютерных играх, комиксах, на фанатских форумах и в чат-румах. Выросло новое, достаточно продвинутое поколение зрителей, которое смогли понять и оценить идеи «Трона». И, наконец, в компании Disney решили, что пора тряхнуть стариной и вспомнить историю, с которой началась эпоха современных спецэффектов.
    Слухи о сиквеле появились еще в 90-е годы. В 1999 году шли разговоры о том, что студия Pixar (подразделение Disney) заинтересована в проекте «Трон-2». Но долгое время слухи оставались слухами.
    Лед тронулся в январе 2005 года, когда Disney официально наняла сценаристов Брайана Клагмана и Ли Стернтала для создания драматургической основы второго «Трона». Во избежание критики со стороны киноманов работа над проектом была засекречена, и долгое время о «Троне-2» ничего не было слышно.
    Но зато в июле 2008 года на фанатской конвенции Comic Con в Сан-Диего поклонников «Трона» ждал потрясающий сюрприз: экспериментальный рекламный ролик второй серии (она в тот момент называлась Tr2n). Судя по ролику, к этому времени работа зашла достаточно далеко: в проекте уже был задействован Джефф Бриджес, который играл постаревшего Кевина Флинна.
    Пиратская «экранка» рекламного ролика, снятая на мобильный телефон, мгновенно появилась в Интернете (на сегодняшний день ее посмотрело больше миллиона человек). Качество изображения неважное, но зато хорошо слышен взрыв аплодисментов и восторженные вопли из зала при появлении на экране Бриджеса. Понять сюжет из ролика трудно: два виртуальных гонщика, синий и желтый, гоняют на светоциклах по виртуальным ландшафтам, пытаясь уничтожить друг друга, а герой Бриджеса наблюдает за происходящим откуда-то сверху. Разумеется, при первой же возможности у Бриджеса начали выпытывать подробности о проекте. Он сказал, что дал подписку о неразглашении — и сообщил только, что материал из экспериментального ролика, скорее всего, не войдет в фильм. После этого вся съемочная группа опять ушла в подполье.
    Разумеется, в эпоху Твиттера можно находиться в подполье только до начала натурных съемок.
    Съемки начались весной 2009 года в Ванкувере, на студии Canadian Motion Picture Park. 10 апреля в Интернет «протекла» первая фотография со съемочной площадки фильма, который к тому времени стал называться «Трон: Наследие»: снималась сцена возле входа в офисное здание в центре Ванкувера. На здании был вывешен логотип компании Encom — той самой, в которой работал Флинн.
    «Эти ребята вбухивают в свое кино бешеные бабки, — писал на Твиттере автор фотографии. — Они перегородили целый квартал и снимают невероятные погони. Десятки полицейских машин гонятся за парнем, который держится за крышу такси. У них огромные краны и установки, каких я никогда в жизни не видел». На следующий день в Сети появились новые фотографии со съемок — снимки взрывов и автокатастроф (погоня явно завершается на громкой ноте). «Это кино обойдется миллионов в триста, не меньше!» — утверждали киноманы.
    Студия вмешалась, сделала официальное заявление, что бюджет фильма – «всего» $170 млн, и причина тому — не столько сложные трюковые съемки, сколько сложная обработка материала в постпродукции.
    Интересно, что режиссером ленты пригласили дебютанта Джозефа Косински, который ранее зарекомендовал себя как один из лучших специалистов по компьютерным технологиям и спецэффектам. «Подписывая контракт, я не представлял себе, что мне придется отдать проекту три с половиной года, — говорит он. — Сначала мы экспериментировали с различными эффектами, искали визуальный стиль, который не слишком сильно отличался бы от первого фильма. Экспериментальный ролик, который мы показали на Comic Con, доказал, что мы идем в правильном направлении. После этого мы могли начать подготовку к самим съемкам. Снимать было нелегко, но самым трудным был период постпродукции, который занял полтора года. Сначала мы делали визуальные эффекты. В формате 3D это в два раза дольше. Потом занимались звуковыми эффектами, подгоняли музыку под изображение».

    Categories: анонсы

    Метки:

    Comments are currently closed.