• «Элизиум – Рай не на Земле» — Elysium

    Elysium

    ElysiumРАЙ В КОСМОСЕ, АД НА ЗЕМЛЕ

    TriStar Pictures (Sony)
    2013
    Дата выпуска в США: 9 августа
    Дата выпуска в России: 8 августа
    Режиссер: Нилл Бломкамп
    Сценарий: Нилл Бломкамп
    Продюсер: Саймон Кинберг
    Оператор: Трент Опалок
    Композитор: Райан Эмон
    В ролях: Мэтт Дэймон, Джоди Фостер, Шарлто Копли, Алиса Брага, Диего Луна, Вагнер Моура, Уильям Фихтнер, Талиса Сото

    Элизиум, или, как его еще называют по-русски, Елисейские поля — обитель душ святых. Но в фильме «Элизиум» речь идет вовсе не о них.

    Идеи витают в воздухе. Два года назад в романе Виктора Пелевина SNUFF описывалось будущее, в котором элита живет на космическом спутнике Земли — искусственном гигантском шаре Бизантиуме, — а остальные вынуждены прозябать на Земле, где жизнь стала совершенно невыносимой. И примерно в то же время Нилл Бломкапм закончил сочинять сценарий «Элизиума», в котором большинство людей живет в ужасных условиях на полуразрушенной Земле, а меньшинство переселилось на так называемый Стэнфордский тор — кольцеобразную вращающуюся космическую станцию.
    Идею такой станции придумали в 1975 году специально для НАСА студенты Стэнфордского университета. Это полое внутри кольцо, которое создает искусственную гравитацию за счет вращения вокруг своей оси. Внутри создается замкнутая экосистема, где могут жить десятки тысяч человек.
    В истории Бломкампа действие происходит в 2154 году. Научно-технический прогресс ушел так далеко, что человечество смогло построить гигантский Стэнфордский тор и переселить туда около десяти тысяч самых богатых людей в мире. Это место получило название Элизиум. Космический город находится на земной орбите, и на нем создано идеальное общество. На Элизиуме нет ни войн, ни голода, ни болезней — все заболевания мгновенно излечиваются с помощью новых технологий. Разумеется, все жители Земли стремятся попасть на Элизиум; но для Элизиума созданы жесточайшие анти-иммиграционные законы, а те, кто пытается проникнуть туда незаконными способами, безжалостно уничтожаются.
    Южноафриканский режиссер и сценарист Нилл Бломкамп отнюдь не понаслышке знает систему, официально разделяющую человечество на людей первого и второго сорта. 33-летний Бломкамп вырос в ЮАР в годы апартеида. В 18 лет он переехал в Канаду, но воспоминания о расовой сегрегации наверняка остались в его памяти — как и приход к власти Нельсона Манделы и отмена апартеида.
    Первый полнометражный фильм Бломкампа «Район №9» (2009), рассказывающий о противостоянии людей и инопланетян, живущих в резервации, стал своего рода аллегорическим представлением его родины. Снятый при относительно скромном бюджете $30 млн, «Район №9» произвел сенсацию, собрав в мировом прокате $210.8 млн и удостоившись четырех номинаций на «Оскар», в том числе за лучший фильм и лучший сценарий. В итоге еженедельник Time включил Бломкампа в список 100 самых влиятельных людей 2009 года. Бломкампу также предложили поставить трилогию «Хоббит», однако он предпочел заняться следующим авторским проектом.
    «Для меня все начинается с образов, с визуальных концепций, — говорил он впоследствии. — После того как я закончил «Район №9», мне пришла в голову мысль вывернуть идею гетто наизнанку. Пусть вся наша планета превратится в гигантскую резервацию для бедняков».
    В 2009-2010 годах Бломкамп одновременно писал два сценария — фантастическую драму «Элизиум» и фантастическую комедию о роботе «Чаппи». В июне 2010-го режиссер официально заявил, что снимет «Элизиум», но от подробностей воздержался.
    Естественно, все решили, что это будет продолжение «Района №9» . Но через пару месяцев Бломкамп опроверг этот слух. Поклонники «Района №9» были разочарованы, однако режиссер уверил их, что новая история будет еще круче. Он также пообещал, что одну из главных ролей исполнит Шарлто Копли, его давний друг и соратник, исполнитель главной роли в «Районе №9».
    Как раз в те дни Копли участвовал в рекламной кампании, организованной в связи с выходом «Команды-А» на blu-ray. Журналисты на все лады выпытывали у него информацию о новом проекте Бломкампа, но он категорически отказывался раскрыть что-либо, хотя не скрывал, что Бломкамп посвящает его в некоторые детали. «Он рассказывает мне это, поскольку абсолютно уверен в том, что я никогда не проболтаюсь!» Разумеется, его слова только подстегнули интерес к «Элизиуму».
    Ходили слухи, что режиссер пытается продать свой проект различным голливудским мэйджорам, но сам Бломкамп заявил, что выставит проект на торги только после того, как у него на руках будут все козыри, в частности — согласие голливудских звезд на главные роли. Бломкамп обосновался в независимой производственной кинокомпании Media Rights Capital и продолжал работать, пока не заручился согласием Мэтта Дэймона и Джоди Фостер.
    Дэймон посмотрел «Район №9», пришел в восторг и согласился встретиться с режиссером. Бломкамп показал ему раскадровки будущего фильма, больше похожие на готовый графический роман; рисунки транспорта и оружия будущего и, самое главное, компьютерные модели Стэнфордского тора, на котором живет элита, сбежавшая с перенаселенной Земли. «Я словно посмотрел уже готовую ленту, — признавался позднее Дэймон. — Я сразу же понял, что хочу стать участником этой истории».
    Джоди Фостер тоже заинтересовалась, потому что ей понравился «Район №9». Она прочитала сценарий, и он так пришелся ей по душе, что она даже захотела сама взяться за постановку — и, возможно, заодно сыграть главного «плохого парня» в этой истории. «Мне редко попадается сценарий, в котором интересные идеи сочетаются с интересными героями, — говорит Фостер. — Я не могла пропустить такой проект».
    Помимо Фостер и Дэймона, Бломкамп сумел пригласить еще одну величайшую звезду фантастического кино — дизайнера-футуриста Сида Мида, который работал художником-концептуалистом на таких проектах как «Бегущий по лезвию бритвы», «Трон», «Чужие», «Джонни Мнемоник» и «Миссия невыполнима-3».
    В январе 2011 года Media Rights Capital выставила проект на торги. Бломкамп лично ходил по студиям и проводил презентации, сопровождая их показом раскадровок и эскизов декораций, а также подробными рассказами о своем видении будущего фильма. Обычно подобные проекты продаются со скрипом, но Бломкампу удалось управиться довольно быстро: через несколько дней Sony купила проект и выделила на постановку $120 млн. Поговаривали, что дизайн Мида стал ключевым фактором для принятия решения.
    О сюжете по-прежнему не было известно ничего вразумительного. Джоди Фостер упомянула в одном интервью, что будет играть главу некоей планеты. Но сразу же добавила, что больше ничего не скажет. «Надеюсь, это достаточно неопределенно и не выдает никаких секретов. У меня даже сценария нет. Мне его дали почитать в офисе, но унести экземпляр домой не разрешили». Ей вторил Диего Луна, который даже не стал говорить, кого он играет. «Знаете, какие контракты мы подписываем? Они длиннее сценария, честное слово. Больше всего они боятся, что мы разболтаем тайны, которые есть в сценарии».
    Один из самых осведомленных англоязычных киносайтов, Heat Vision, написал, что Дэймон сыграет бывшего преступника и что в фильме будет рассказываться о классовой борьбе. Участники проекта воздержались от комментариев.
    Подготовка к съемкам началась в апреле 2011 года. Первую половину съемочного периода группа планировала работать в Ванкувере — там снимались в основном павильонные сцены, действие которых происходит на Элизиуме. А затем они должны были переместиться в Мехико, где планировалось снимать перенаселенную Землю.
    Съемки начались 25 июля 2011 года. Помимо Копли, Бломкамп пригласил еще несколько человек из съемочной группы «Района №9»: монтажера Джулиана Кларка, художника Филиппа Айви и оператора Трента Опалока.
    Труднее всего, по мнению Бломкампа, пришлось Джоди Фостер, потому что она играла почти без партнеров — взаимодействовала в основном с компьютерными персонажами. Чтобы ей помочь, режиссер подставлял в кадр дублеров в костюмах с датчиками движения. «Мне важно, чтобы актер мог взаимодействовать с партнером, — объяснял он. — Нет ничего хуже, чем общаться с меткой на полу или стене».
    Через пару недель одна из сцен снималась в ванкуверском парке, и, конечно же, в Сети появилась масса фотографий Мэтта Дэймона в полной боевой экипировке. Он был наголо обрит, левая рука забинтована, на лице красовались царапины и кровоподтеки, на нем был камуфляжный костюм и какие-то странные насадки черного цвета, похожие на элементы металлического экзоскелета. Эти насадки красовались на груди, руках и ногах героя.
    Киноманская блогосфера сразу же начала оживленно спорить, является ли персонаж Дэймона роботом-андроидом или это продукт какой-то технологии, совершенствующей человеческие способности. К единому мнению не пришли, хотя сошлись на том, что герой Дэймона переживает далеко не лучшие дни. Подловить актера в костюме больше не удалось, и киноманы были вынуждены довольствоваться таблоидными фото Мэтта с его женой Лучаной, приехавшей в Ванкувер с четырьмя детьми.
    Некоторые сотрудники Бломкампа жаловались, что работать в Ванкувере тяжело, а Бломкамп неизменно говорил им, что в Мексике будет гораздо труднее. «Я хотел, чтобы все выглядело предельно реалистично, — рассказывал он впоследствии. — Свалки на окраинах Мехико стали лучшими декорациями. В Мехико — вторая по величине свалка в мире. В сцене, когда вертолет поднимает столб грязи и мусора, — все эти грязь и мусор настоящие!»
    Позже, на Comic Con, Мэтт Дэймон рассказал душераздирающую историю. После того как сняли эту сцену, Бломкамп подошел к нему и признался, что в пыли довольно много высохших фекальных масс. «Но я тебе ответственно заявляю: кадр получился гениальный!» — добавил он.
    Однако через несколько дней, когда снималась сцена, в которой герой прячется под телегой со свиньями, вместо Дэймона снимали дублера. Наверное, актер особо и не возражал против этого — тем более что свиньи от шума вертолета перепугались и обмочились прямо на голову сидящего под телегой человека.
    30 сентября съемки закончились, и Бломкамп приступил к монтажу и работе над спецэффектами, делать которые пригласили компании Industrial Light and Magic и Image Engine (именно она трудилась над спецэффектами к «Району №9»).
    Работа затянулась, потому что студия решила выпустить фильм не просто в 3D, а в системе IMAX; первоначально Бломкамп ориентировался на лето 2012 года, но потом премьеру перенесли на март 2013-го.
    В июле 2012-го создатели картины привезли свое детище на Comic Con. Хороший театр начинается с фойе, а хорошее выступление на фанатской конвенции — с будки, где раздаются рекламные материалы. Будка «Элизиума» была стилизована под погранзаставу будущего, где кукла-робот опрашивал подходящих о целях их визита на Элизиум, а затем выдавал им на руки рекламу недвижимости на Элизиуме по самым скромным ценам — всего $250 млн за квартиру-студию с райскими видами.
    На презентации присутствовали все главные виновники торжества: Бломкамп, Дэймон, Фостер, Копли и продюсер Саймон Кинберг. Фанатам показали трейлер и первые семь минут фильма, после чего состоялся раунд вопросов-ответов. Интернет наполнился восторженными киноманскими отзывами, и фильм стали ждать с удвоенным нетерпением.
    Однако, как выяснилось позже, все было далеко не так безоблачно, как казалось.
    В октябре 2012 года Дэймон присутствовал на вечеринке в честь премьеры фильма его друга Бена Аффлека «Операция Арго». Журналисты обратили внимание, что у него снова наголо обрита голова. «Мы кое-что переснимаем», — уклончиво сказал он, когда его начали расспрашивать, и поспешил добавить, что это пустяки, всего пара съемочных дней. Однако именно в те дни стало известно, что Sony переносит выпуск «Элизиума» с марта на август 2013 года. Естественно, сей факт можно было истолковать двояко: либо в картине пришлось многое переделывать, либо студия так верит в фильм, что решила усилить ключевые сцены и переставить его на коммерчески привлекательный летний киносезон.
    Хочется верить, что мы имеем дело с вариантом номер два — ведь из того, что нам известно, складывается довольно любопытная картина.
    Мэтт Дэймон играет Макса Де Косту — парня, который вырос без родителей в трущобах Лос-Анджелеса, с детства пошел по криминальной стезе, долго сидел в тюрьме, а выйдя на свободу, попытался стать честным трудягой и пошел работать на конвейер корпорации «Армадайн» — той самой, которая в свое время построила Элизиум. Пролетарская карьера Макса оборвалась в тот день, когда на заводе произошла утечка радиоактивных материалов. Макс получает такую дозу радиации, что ему остается жить всего несколько дней.
    На Элизиуме лучевая болезнь легко излечивается — но Макса туда не пустят. По крайней мере, легально. Терять ему нечего, и он решает проникнуть в Элизиум нелегально. Ему удается раздобыть таблетки, которые купируют симптомы болезни, и он начинает осуществлять свой дерзкий план. Ему помогает его друг детства Хулио (Диего Луна), с которым он в юности воровал автомобили. В свое время Хулио страшно рассердился на Макса, когда тот решил стать работягой; но теперь, видя, что его друг попал в беду, Хулио не может остаться в стороне. К друзьям присоединяется некий Паук (Вагнер Моура), который специализируется на нелегальной доставке людей на Элизиум.
    Дело в том, что не все граждане Элизиума живут там, наверху. Глава «Армадайна» Джон Карлайл (Уильям Фихтнер) вынужден жить на Земле, в своем лос-анджелесском офисе, превращенном в неприступную крепость, охраняемую роботами.
    В план Макса входит похитить Карлайла и скачать из его мозга информацию о путях проникновения в Элизиум. Для этого он, по сути, превращает себя в киборга, усилив свои способности за счет кибернетических гаджетов (заметим в скобках, что на рекламном плакате, размещенном на сайте фильма, к мозгу героя подключена какая-то штука, на которой русскими буквами написано «ДИСТ»; приятно, что Голливуд такого высокого мнения о российских технологиях).
    Так или иначе, герой получает даже больше, чем рассчитывал. В мозгу Карлайла обнаруживается масса интересных сведений, в том числе таких, которые ставят под угрозу само существование Элизиума. Более того, это такая щекотливая информация, что политкорректным жителям Элизиума ее знать не обязательно. И тогда министр обороны космического города (Джоди Фостер) посылает по следу Макса наемного убийцу Крюгера (Шарлто Копли), он же тайный агент 32 альфа 21б. Так он числится в секретных досье Бюро гражданского сотрудничества — конторы, которая вычисляет и истребляет потенциальных иммигрантов.
    Если Максу удастся ускользнуть от Крюгера — он сумеет спасти не только свою жизнь, но и Землю…
    Съемки фильма совпали по времени с гражданским движением Оккупай-Уолл-стрит, поэтому накануне премьеры режиссера спрашивают, насколько злободневными ему кажутся проблемы, поднимаемые в фильме.
    «Я надеюсь, что зрители увидят в картине нечто большее, чем репортаж CNN, — дипломатично отвечает Бломкамп. – «Элизиум» — не политическая конструкция. Если режиссер считает, что он может изменить мир своим фильмом, — он ступает на опасный путь. Конечно, меня волнуют те же самые проблемы, которые волнуют людей во всем мире. Но я люблю жанровое кино, и для меня главное — интересное жанровое решение этих проблем».
    «И поэтому я снимаю фантастику. Обожаю футуристические технологии, космические корабли и инопланетян!»

    Categories: анонсы боевиков, Мэтт Дэймон, отзывы и рецензии

    Метки:

    Comments are currently closed.