• Тринадцатый Воин / The 13th Warrior

    13 мщшт

    1999 — USA — 114 min.

    Ибн Фадлан             Diane Королева Вейле                          Диан Венора/Venora
    Мелчиседек            Омар Шариф/Omar Sharif
    Буливиф                   Владимир Кулич/ Vladimir Kulich

    Оценка — 7/10

    Арабский вельможа и поэт Ахмад ибн Фадалан из-за козней врагов вынужден отправиться в длительное путешествие на Север. Он попадает в плен к скандинавским викингам и вынужден стать тринадцатым воином в группе, посланной их королем на битву с загадочным племенем, обитающим в пещерах. Уродливые существа с медвежьими головами и лапами львов нападают на поселения викингов, выжигая их дотла. Они питаются мертвой человеческой плотью, и в народе их знают как пожирателей трупов…

    Можно принять весь этот ералаш из географии, истории и мифологии за бред его автора — Майкла Крайтона. А можно, напротив, подивиться неуемной фантазии писателя, способного вот уже которое десятилетие оставаться на гребне волны, как в литературном, так и кинематографическом мире. Причем, его репутация в Голливуде настолько велика, что он имеет право решающего голоса при создании любой экранизации по его романам. Именно поэтому в Америке, а потом и во всем мире, с таким интересом читали скандальные хроники с места съемок «13 воина», в основе которого оказался роман Крайтона «Пожиратели мертвецов». Якобы Джон МакТирнан не сумел понять философских потуг автора и превратил действие в мрачный исторический колосс с немалой долей «черного» юмора. Разозлившийся Крайтон уволил режиссера, переснял некоторые сцены, сменил акценты и даже заменил композитора. Все это привело, по рассказам журнальных и газетных киноизданий, к тому, что результат тест-просмотра версии Крайтона оказался более кислым, чем во время подобного просмотра оригинала МакТирнана. Так или иначе (кто поручится, что вся эта возня была не больше, чем умело разыгранным рекламным трюком, подогревшим интерес к фильму задолго до его выхода?), однако даже этот вариант смотрится с немалым интересом.

    Удовольствие получаешь от профессиональной съемки ручными камерами «Стедикам» (в отличие от намеренной неряшливости датских «догматиков»), действие почти не провисает, чего по обыкновению ждешь от глобальных исторических лент, а мрачные и суровые викинги оставляют впечатление прекрасно слаженной команды, которая способна победить и без тринадцатого воина. (На вопрос ибн Фадалана «Каков дальнейший план?» хитроумный, равно как и прямодушный, викинг отвечает: «Найти и убить всех» — ну явно таким парням можно обойтись и без араба, даром, что тот якобы разгадывает секрет пещерного племени.) Всю же критику фильма можно свести к тому, как ловко тасует Крайтон исторические и географические реалии, однако, чтобы обвинять, нужно самому знать чуть-чуть больше по данной теме. Впрочем, вот вам мнение профессионального филолога: «Я-то настроилась поначалу на эпическую сагу в духе «Беовульфа», а получила всего лишь очередную интерпретацию заезженного сюжета «Великолепной семерки». (Ну, просто не знает человек, что сюжет этот использовал еще Акира Куросава!)

    В целом, после фильма остается стойкое впечатление некоего во весь голос заявленного манифеста типичной американской категории «А» с ее вечными культуртрегерскими позывами. И в основе этого манифеста примерно следующее: «Да, мы готовы припасть к великому источнику общемировой культуры и истории. И мы даже готовы почерпнуть из него что-то, на ваш взгляд, глубокое, дабы и самим почувствовать себя хоть на время очень умными. Но не больше, чем процентов на 10. Остальные же 90 процентов позвольте нам все-таки как следует развлечься и получить удовольствие. И отстаньте с вашими дурацкими придирками — сначала научитесь снимать кино так, как мы!»

    Только что вернулся с просмотро «13-го Воина» (The 13th Warrior).
    Буду немногословен: фильм не понравился.
    СЮЖЕТ: Арабский поэт Ахмед Ибн Фахдлах (Бандерас — подумать только…) за любовь к прекрасной даме сослан (послан) к викингам. Где избран одним из тринадцати войнов, которые должны сражаться против создания зла, залившего кровью далекую северную страну (напоминает Сибирь).
    НЕДОСТАТКИ:Любимец женщин и мачо Бандерас, выглядет как чистенький благородный мальчик среди необузданных и неотесанных северных войнов. Фильм однообразен и скучен. Заявленный как «экшен» и триллер к таковым на самом деле не относится. Сюжетная линия проработана слабо и напоминает дешевые фильмы о путешествиях на Амазонку и затяжных сражениях ренджеров с местным раскрышенным и разряженным населением. Большое количество крови и отрубленных конечностей в кадре (за что фильм попал в категорию R) ничем не оправдано. Вообще возникает стойкое впечатление, что картина состоит из уже виденных сцен: что-то из Конана-Варвара, что-то из Эрика-Викинга, что-то из Андрея Рублева ( грязь…). Ни одна из возможных второстепенных сюжетных линий, что несомнненно могло бы обогатить небогатый смыслом сценарий, развита не была (может это проблема книги Michael Crichton, известного нам по «Парку Юрского Периода»).
    ДОСТИНСТВА: К достоинствам, которые я все-таки хотел бы попытаться обозначить, так как показ прошел при полном зале и по завершению раздались, хоть и не бурные, но аплодисменты (эта американская публика для меня совершенная загадка) можно отнести:

    1. Мусульмане оказывается не все террористы и как не странно они тоже верят в единого бога…
    2. Роль предводителя викингов играет Владимир Кулич и частно он интереснее виртуоза гитарного футляра Бандераса
    3. Арабские скакуны — хорошие скакуны….
    4. Натуралистичность показа быта викингов в начале фильма (за что поручиться не могу в силу отсутствия этнографических знаний)
    5. Эпизодическую роль играет Омар Шериф (как -то жалко он выглядит — неужели так плохи дела у принца «Майеринга» и соратника «Лоуренса Аравийского»)

    P.S. Позабавил момент, когда Бандерас прыгает со скалы и один и тот же человек стоит на этой скале и мгновение спустя встречает его внизу. (хотя возможно мне показалось. Викинги ведь бородатые и волосатые — для неискушенного европейца — одинаковые. Сказать честно, у меня так не получается побриться как это удавалось герою Бандераса — мастеру арабского клинка вытаченного(!) из меча викингов — им, наверное, он и брился….)

    С почтением и бумажником ставшим на семь с полтиной баксов легче,

    Похожие фильмы

    Categories: Антонио Бандерас/Antonio Banderas

    Метки: ,

    Comments are currently closed.