• Дэвид Линч — мастер загадки

    devid linch

    (продолжение). Начало о Дэвиде Линче

    Сdevid linchвой следующий фильм «Синий бархат» Линч снял только в 1986 году. Это был шедевр. Картина кажется автобиографической — действие происходит в маленьком провинциальном городке, размеренная жизнь которого вдруг нарушается событиями в духе Кафки, Бунюэля или Хичкока.

    Студент Джеффри (Кайл Маклахлэн) приехал погостить домой и, прогуливаясь по городу, нашел не больше, ни меньше… отрезанное ухо. Оно-то и становится «пропуском» в другой мир, где, в отличии от райской тишины провинциального городка, в порядке вещей война наркодельцов, сексуальные извращения, насилие и прочие пакости. Джеффри втягивается в опасную игру, которую ведут местные бандиты. Один из них (т.е. один из бандитов) все время нюхает какой-то наркотический газ, возбуждается на синий бархат и трахает певичку (Дороти) из кабаре не снимая штанов. Джеффри же наблюдает за всем этим, спрятавшись в шкафу. Вот в такую веселую компанию попадает главный герой. Джеффри пытается помочь Дороти и убивает главаря злодеев. Дальше больше. Не с того, не с сего камера «выходит» из его уха и тут зритель наконец-то понимает, что все события оказываются на самом деле всего лишь эротическими фантазиями мальчика из хорошей семьи.

    Музыку к фильму написал Анджело Бадаламенти, автор всех саундтреков ко всем последующим работам Линча. В 1989 году он совместно с Дэвидом Линчем ставит светомузыкальное действо под названием «Индустриальная симфония №1. Сон девушки с разбитым сердцем«. Это 50-ти минутное представление состоит из 10 песен на слова Линча, исполненных Джули Круз на фоне фантасмагорических событий, в которых участвую Николас Кейдж, карлик из «Твин Пикса» и множество других, не менее странных существ.

    Следующий фильм Дэвид Линч снимает в 1990 году. Это — «Дикие сердцем«. Эта картина как бы переосмысление классического road movie. Здесь персонажи опять передвигаются в пространстве, и опять не столько в географическом, сколько в идейном. Как обычно присутствует — счастливая любовь, борьба за нее, секс, насилие, мистика. Любовники — двухметровая Лула (Лора Дерн) и «бунтовщик без причины» Сейлор (Николас Кейдж) — убегают от банды дегенератов, нанятых матерью Лулы, которой Сейлор не пришелся по душе. Она олицетворяет силы Зла и предстает в видениях героев в образе ведьмы на метле. Как только беглецы приезжают в какой-нибудь маленький городок, они сразу же навещают местную дискотеку, а станцевав рок-н-ролл, отправляются в постель. Предмет тщательного исследования Линча — страх, а точнее — грань между бутафорским (киношным страхом с реками фальшивой крови) и действительным, человеческим страхом. Он сентиментален, к нему нельзя привыкнуть, он, может быть, не такой картинный, но его чувствуешь. Именно такой ужас испытывают герои, когда оказываются свидетелями банальнейшей автокатастрофы (хотя раньше Лула присутствовала при том, как Сейлор расколол об лестницу голову подосланного злобной мамашей негра-убийцы). Этот страх вообще многое меняет в их мировосприятии. Сейлор совершает ошибку (все подстроено, конечно же, по поручению ведьмы) и оказывается в тюрьме. Когда он выходит на свободу и встречает своего уже пятилетнего ребенка и Лулу, он вдруг понимает, что ему необходимо отречься от этой любви — «дикому сердцем нельзя любить». Он убегает и тут же становится жертвой нападения каких-то подонков. Кажется, он умер, но с небес спускается фея в розовом шаре (Шерил Ли — будущая Лора Палмер) и увещевает его: «Дикий сердцем сражается за любовь, а не бежит от нее». Сейлор прозревает и воскресает — он благодарит убийц за науку и бросается вдогонку любви по крышам автомобилей, стоящих в пробке, и конечно, все кончается хорошо. В этот самый момент «хэппи энда» сгорает синим пламенем стоящая на столе в комнате Лулы фотография «ведьмы»… На Каннском фестивале фильм Линча получил Золотую пальмовую ветвь, хотя среди критиков было много противников этого решения.

    После каннского успеха Линч решает осуществить масштабную телепостановку и снимает сериал «Твин Пикс» . По сути «Твин Пикс» — эхо «Синего бархата«: в фильме показана темная, часто извращенно-сексуальная сторона жизни идеализированной американской провинции. Разумеется, Линч дал себе полную свободу в изображении «злых сил», принявших откровенно мистическое обличье. Впрочем, эти «силы» скорее не злые, а загадочные, похожие на беспричинный страх человека в лесу. Лес, колышущаяся на ветру листва стали главными символами загадки «Твин Пиксе» .

    Ни в одном из своих фильмов Линч не утверждает, что параллельные миры существуют. Всякий раз он намекает, что и Зло, и Добро обитают в душе человека, и только от него самого зависит, какая сила возьмет верх. Режиссер как бы исследует подсознание — забирается в скрытые мысли Джеффри или сны Генри. Жители Черного Вигвама из «Твин Пикса» — средоточия всех мистических сил — говорят, обращаясь к людям: «Мы живем внутри снов — вам надо быть осторожными, не мешать соседям…»

    Линч изобретает массу разных способов попасть в параллельный мир — через ухо, посредством надевания волшебного кольца, через картину. Может быть, вся история с агентом Купером всего лишь сон, игра воображения. Ведь фильм начинается и заканчивается одинаково: герои, которых можно идентифицировать друг с другом, смотрятся в зеркало.

    Вероятность столкновения с опасностями не останавливает человека от попыток все понять и узнать. Герои Линча сознательно бросаются во всевозможные авантюры. При этом человеку следует надеяться только на себя, хотя ангелы и существуют (они появляются и в «Диком сердце«, и в «Твин Пиксе«), они не оказывают героям существенной помощи, решения человек принимает сам.

    В течение многих вечеров зрители всех континентов, затаив дыхание, следили за расследованием агента Купера, стараясь найти ответ на вопрос — кто же убил Лору Палмер? Следуя пожеланиям публики и рассчитывая укрепить успех, Линч снял продолжение фильма «Твин Пикс: Огонь иди за мной» .

    В 1994 году Линч выступил с идеей создания еще одного сериала -«Номер в гостинице«. По его замыслу фильм должен был состоять из новелл, снятых разными режиссерами и объединенных общим местом действия: все события должны происходить в разное время в одном и том же номере нью-йоркской гостиницы.

    Для первого фильма Линч отснял два сюжета, в которых показал, что является мастером не только мистического кино, но и способен снимать сентиментальные лирические драмы. В новелле «Затмение» он рассказал историю о том, как молодой человек привез свою психически больную жену в Нью-Йорк к известному врачу. В гостинице отключен свет, и они при свечах вспоминают свою жизнь. Линчу удалось построить — с учетом практически неподвижной камеры — замечательные трогательные сцены. И это еще раз доказало, что Дэвид Линч и по сей день остается одним из лучших режиссеров своего жанра, мастером загадок и тайн.

     

    Похожие фильмы

    Categories: голливуд, звезда голливуда, режиссеры фильмов

    Метки: , , , ,

    Comments are currently closed.